Кто такой Мерчендайзер и чем он занимается?

Кто такой Мерчендайзер и чем он занимается?

24.10.2014 0 Автор SitesReady

Чтобы понять, чем занимается мерчендайзер, достаточно вспомнить как, часто придя в магазин за необходимым товаром, вы уходите из него с полной корзиной незапланированных покупок. Согласно статистике, более 70% решений о покупке принимается непосредственно в магазине. Это происходит, в том числе благодаря работе мерчендайзера.

Появление профессии

Истоки мерчендайзинга зародились ещё до развития розничной торговли, когда для увеличения продаж на рынке, торговцы натирали овощи и фрукты до блеска или наваливали товар в большие кучи для привлечения внимания.

Развитие мерчендайзинг получил в середине 30 гг. прошлого века в Америке. После массового распространения магазинов самообслуживания мерчендайзер стал заменять продавца. Основная задача заключалась в создании условий, побуждающих покупателя сделать покупку. До начала 2000-х гг. в России не знали, что это за профессия. Массовое распространение мерчендайзинга началось с приходом на российский рынок крупных сетевых корпораций товаров массового спроса.

Суть работы

Так кто же такой мерчендайзер и какие у него обязанности? Словарь бизнес терминов даёт следующее определение: «мерчендайзер — сотрудник компании, обеспечивающий наличие товаров в торговой сети и занимающийся мониторингом продаж».

Его работа направлена на стимулирование потребительского спроса, путем грамотного расположения ассортимента в торговой точке. Достигается это путем размещения продукции в торговых залах по пути следования покупателя, с помощью оформления витрин и выкладки.

Однако сводить работу только к выкладке было бы ошибочно. Чтобы грамотно выложить товар, нужно поддерживать достаточный запас, что невозможно без грамотного расчета ассортимента, цены и места продажи.

Простыми словами, это человек создающий условия, побуждающие купить здесь и сейчас определенный товар по определенной цене.

В должностные обязанности входит 5 функций:

Размещение:

  • выкладка ассортимента в зале торговой точки;
  • контроль соблюдения стандартов выкладки компании.

Представление:

  • привлечение покупателей с помощью промо-акций;
  • установка POS-рекламы (световые панели, волберы, промостойки и др.);
  • корректировка цен и контроль ценников;
  • контроль целостности упаковки и привлекательного вида продукции;
  • размещение ассортимента на промодисплеях.

Управление запасом:

  • контроль наличия ассортимента компании на полках магазина;
  • расчет и поддержание достаточного остатка;
  • контроль уходимости товара по срокам годности
  • поддержание минимального остатка;
  • составление заявок.
  • Сбор и анализ информации о работе магазина и действиях конкурентов
  • Установление контактов с лицами, отвечающими за принятие решений в целевых точках сбыта.

Российские работодатели часто совмещают функции мерчендайзера с функциями продавца-консультанта, и включают в обязанности сотрудников консультацию и обслуживание покупателей.

Где работает мерчендайзер

Мерчендайзинг относится к сфере торговли. В зависимости от того, где находится специалист и что он делает, выделяют 2 направления:

  • мерчендайзинг производителя;
  • мерчендайзинг торговой точки (ритейла).

Работа мерчендайзера, представляющего интересы производителя чаще всего проходит в движении. Он объезжает точки сбыта продукции, контролирует и описывает ситуацию на местах. Анализирует конкурентов и выносит предложения по совершенствованию продвижения.

Мерчендайзер ритейла находится непосредственно на торговой точке. Это может быть супермаркет или гипермаркет одежды, продуктов питания, стройматериалов и другой магазин самообслуживания.

Вакансии и заработная плата в России

Какая будет зарплата у специалиста, зависит от региона, типа занятости и работодателя.

По статистике сайта hh.ru, на июнь 2018 г., по специальности Мерчендайзер в России открыто 3954 вакансии:

  • 50% открытых вакансий имеют заработную плату 23 000 — 35000 руб.;
  • 24% объявлений с зарплатой 10000 – 23000 руб.;
  • 21% — 34800–45000 руб.;
  • 5% объявлений работодатели указали заработную плату — от 55000 руб.

Наибольшее количество предложений представлено в отраслях розничной торговли, далее идут продукты питания, четверть вакансий приходится на долю СМИ, рекламы, дизайна и продюсирования.

Среди открытых вакансий немало предложений работы на неполный день, что позволяет совмещать ее с другой работой или учебой.

Требования к кандидату

Мерчендайзер не офисный работник. Большую часть времени сотрудники проводят на ногах, зачастую вынуждены поднимать и переносить тяжёлые грузы. Это требует выносливости, умения налаживать позитивные отношения с людьми, знания характеристик товара и анализа информации.

Поэтому работодатели выдвигают к соискателям такие требования как:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • ответственность;
  • располагающая внешность и ухоженный вид;
  • грамотная устная речь;
  • внимание к деталям;
  • умение анализировать информацию.

Для мобильных работников, потребуется наличие автомобиля и водительского удостоверения, а для специалистов сферы питания — оформить сан книжку.

Где обучают профессии

В российских учебных заведениях не обучают профессии мерчендайзер. И для работодателей, как правило, не требуют наличия специального образования. Они готовы рассматривать кандидатов и без опыта работы. Обучение проводят непосредственно на рабочем месте. Впоследствии, крупные компании организуют тренинги, семинары и курсы повышения квалификации для сотрудников. Их обучают специфике товарной категории, стандартам мерчендайзинга и основам психологии потребления.

Поэтому эта профессия отлично подойдёт для подработки студентов и начала карьеры. Кроме того, должность мерчендайзера станет хорошим стартом для молодых специалистов, желающего построить карьеру в торговой сфере.

Уже через полгода работы, перспективный специалист может стать супервайзером. А через несколько лет работы торговым представителем в регионе. Для достижения максимальных успехов, потребуется высшее образование в областях экономики, маркетинга, товароведения или продаж.